Главная страница

За неуплату налогов грозит уголовная ответственность

15 июля 2016 года вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации касательно преступлений в экономической сфере.

1. В Уголовный кодекс РФ введено новое основание освобождения от уголовной ответственности, предусмотренное ст. 76.2 УК РФ, а именно назначение судебного штрафа и освобождение от ответственности за преступления небольшой или средней тяжести (санкция до 5 лет лишения свободы). Применение данной нормы возможно только в отношении лиц, впервые совершивших преступление и возместивших вред, причиненный преступлением.

Порядок освобождения от уголовной ответственности установлен главой 15.2 УК РФ и главой 51.1 УПК РФ. Законодатель дает определение судебного штрафа в ст. 104.4 УК РФ, под которым следует понимать денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности при соблюдении вышеописанных условий.

Размер судебного штрафа не может превышать 50% от размера максималь­ного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи УК РФ, а если соответствующая статья не предусматривает наказания в виде штрафа, - не более 250000 рублей. Кроме того, при определении размера судебного штрафа суд будет принимать во внимание тяжесть совершенного преступления и иму­щественное положение лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также учитывать возможности получения заработной платы или иного дохода.

В случаях неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судеб­ный штраф будет отменяться и лицо, на которое наложен штраф, будет привле­каться к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной час­ти УК РФ в общем порядке.

При этом в случае, если следователь или дознаватель усмотрит основания для применения меры ответственности в виде штрафа, он обязан направить еще на стадии предварительного расследования материалы в суд с соответствующим ходатайством для принятия решения о наложении судебного штрафа.

2.  Законодатель изменил ранее введенный порядок освобождения от ответственности за экономические преступления, предусмотренный ст. 76.1 именно освобождение от ответственности после уплаты в бюджет пятикратной суммы ущерба.

Так, расширен перечень статей экономической направленности, по которым лицо вправе воспользоваться данным основанием для освобождения от ответственности, и уменьшена сумма ущерба, подлежащего возмещению с пятикратного до двукратного размера нанесенного ущерба.

Кроме того, законодатель изложил ч. 3 ст. 28.1 УПК РФ в новой редакции в соответствии с которой уголовное преследование по большинству экс ских составов, перечисленных в ч. 2 ст. 76.1 УПК РФ, прекращается толь наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 УПК РФ, иве предусмотренных ч. 2 ст. 76.1 УК РФ; действие же ст. 76.2 УК РФ не распространяется.

3.  Законодатель внес существенные изменения в статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за совершение отдельных видов мошенничества.

Так, ст. 159.4 УК РФ "Мошенничество в сфере предпринимательский деятельности утратила силу. При этом в статью 159 УК РФ «Мошенничество» добавлены части 5 - 7, предусматривающие ответственность за мошенничество сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Дня целей данных частей крупным размером является 3 миллиона рублей, особо крупным - 12 миллионов рублей.

Законодатель внес изменения в санкции ч, 3 ст. 159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования), ч. 3 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат), ч. 3 ст.159.3 УК РФ (мошенничество с использованием пластиковых карт), ч. 3 ст. 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования), ч. 3 от УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации) и увеличили максимальный срок наказания с 5 лет лишения свободы до 6 лет лишения с тем самым изменив категорию данных преступлений с преступлений тяжести на тяжкие преступления.

4.  Существенные изменения коснулись и ряда преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, а также государственной службы.

Статья 204 УК РФ "Коммерческий подкуп" изложена в новой редакции законодатель указывает, что фактическим получателем предмета коммерческого подкупа может быть и иное физическое или юридическое лицо. Вводятся квалифицирующие признаки коммерческого подкупа: "Значительный раз] есть размер предмета коммерческого подкупа, превышающий 25 тыс. "Крупный размер", то есть размер предмета коммерческого подкупа, превышающий 150 тыс. руб.; "Особо крупный размер", то есть размер предмет коммерческого подкупа, превышающий 1 млн. рублей. Изменяются и санкции за  совершение деяний, предусмотренных ст. 204 УК РФ.

Впервые вводится уголовная ответственность (ст. 204.1 УК РФ) за посредничество в коммерческом подкупе, под которым понимается непосредственная передача предмета коммерческого подкупа, либо иное способствование в достижении или реализации соглашения. Ранее в УК РФ предусматривалась уголовная ответственность только за посредничество во взяточничестве (ст УК РФ).

Введена уголовная ответственность за мелкий коммерческий подкуп (ст 204.2 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ), размер кот превышает 10 тыс. рублей, а также их квалифицированные составы, предполагающие более строгую ответственность.

5.  Законодатель ужесточил санкции за совершение деяний, предусмотренных ст. 290 УК РФ "Получение взятки", ст. 291 УК РФ "Дача взятки" и л УК РФ "Посредничество во взяточничестве". Нормы ст. ст. 290, 291 УК изложены в новой редакции, которая в том числе позволяет признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера предоставляются не самому взяткополучатели его указанию другому физическому или юридическому лицу. Статья 304 "Провокация взятки либо коммерческого подкупа изложена в новой редакции в ней увеличен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки, а именно включены иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации.

6.  Законодатель дополнил ст. 81.1 УПК РФ, регламентирующую п признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики.

Новые положения Кодекса обязывают признавать вещественными доказательствами и приобщать к материалам уголовного дела предметы и документы, указанные в ч. 1 ст. 81 УПК РФ, включая электронные носители инфо изъятые в ходе досудебного производства в срок не позднее 10 суток с момента их изъятия, однако в особых случаях имеется возможность продления данного срока еще на 30 суток. При этом в случае, если для признания таких предметов и документов вещественными доказательствами требуется назначение судебной экспертизы, срок вынесения постановления о признании их венными доказательствами не может превышать 3 суток с момента получения  следователем или дознавателем заключения эксперта.

Законный владелец документов, изъятых в ходе досудебного производства получил право по ходатайству за свой счет снять копии с изъятых документов. До этого нововведения лицо, у которого изымались документы, было такой возможности и не могло осуществлять защиту своих прав в полной мере.

Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами предметы, включая электронные носители информации, и документы подлежат возвращению лицам, у которых они были изъяты не позднее чем через 15 суток с момента их изъятия, а в особых случаях, при большом объеме изъятых предметов и документов, через 45 суток с момента изъятия.

Данной нормой законодатель вводит обязанность органов предварительного следствия и дознания возвращать изъятые документы, которые не имеют кого-либо отношения к расследуемому преступлению, а также не являются вещественными доказательствами в строго установленные законом сроки.

7.  Законодатель повысил суммовые пороги привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Теперь преступление может считаться совершенным, если в пределах трех финансовых лет подряд сумма неуплаченных налогов:

-    при уклонении от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК в крупном размере - превышает 900 тыс. руб. и 10% подлежащих уплае налогов либо превышает 2 млн. руб.; (2) в особо крупном размере – превышает 4 млн. руб. и 20% подлежащих уплате налогов либо превышает 13 млн. руб.

-    при уклонении от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК Р<р крупном размере - превышает 5 млн. руб. и 25% подлежащих уплате либо превышает 15 млн. руб.; (2) в особо крупном размере - превышает руб. и 50% подлежащих уплате налогов либо превышает 45 млн. руб.

На практике чаще всего встречается квалификация "уклонение от налогов в связи с превышением порогов в абсолютных суммах (безотносительно доли подлежащих уплате налогов)", поскольку в масштабах современного бизнеса установленные суммы являются небольшими.

Специальное основание освобождения от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в связи с полной уплатой налогов, пени и штрафов; а также условия и порядок его применения остались без изменения.

MFC.png Официальный сайт Администрации Славянского района Узнай о своих долгах