Клад из Славянского района является крупнейшим в мире кладом византийских солидов. Каждая монета весит 4,55 грамма. Хазары, жившие грабительскими набегами на соседние территории, были обречены на деградацию своего государства. В 966-967 гг. оно было уничтожено походом киевского князя Святослава Игоревича. И вновь, место, где сейчас стоит Славянск-на-Кубани, стало историческим: как раз здесь - по правому берегу Кубани проходил Святослав, направляясь в Тмутаракань (на месте современной Тамани). Отсюда войско князя на ладьях переправилось к Дону и обрушилось на хазарскую столицу Саркел. Генуэзская колония Ла-Копа была одной из около 40 подобных колоний, разбросанных по черноморскому побережью Кавказа и низовьям Кубани. Пожалуй, это первый населенный пункт, который в описании своего местоположения привязан к разветвлению Кубани и Протоки. Это был торговый город, основанный в начале XIV в. итальянцами. Венецианцы называли его Коба; среди названий встречаются также: Копарио, и Копа с артиклем Ло (Ло-Копа и Ло-Коппа). Слово la (to) Сора есть в итальянском, испанском и португальском языках и переводится как: дар, изобилие, кладовая; в современном значении - кубок (напр. la Сора Mondiale - Кубок Мира). Возможно, название могло произойти и от греческого "копто", что означает пластовать рыбу. В XIII-XIV вв. территория Северного Кавказа и Кубани была под властью монголов и входила в Золотую Орду, поэтому учреждение генуэзских колоний проходило с ведения местного хана. После распада Золотой Орды, колонии находились в зависимости от местных адыгских (черкесских) князей. Административным центром всех генуэзских колоний Причерноморья и Приазовья была Кафа (современная Феодосия). В 1449 году в Генуе был издан устав генуэзских колоний на Черном море. В нем упоминаются две колонии в Прикубанье: Матрика (совр. Тамань) и Ло-Копа, которой уделена особая глава под названием "О том, что должен делать консул в Ло-Коппа". Согласно уставу, глава Копы - консул выбирал в колонии двух управляющих греков и трех советников ("двух латинцев и одного грека"). Все избранные лица составляли совет консула и ведали местными делами. Кроме того, выбирались четыре оценщика для оценки выставляемого на продажу товара (в основном рыбы). Как видно из устава - население Копы занималось рыболовством, пластованием рыбы и приготовлением икры. Массовый характер носила работорговля, приносившая немалый доход консулу, - он взимал налог в размере 1,33 % цены одного раба и 2,6 % цены невольницы. Среди жителей колонии, помимо греков и итальянцев в уставе упоминаются монголы, генуэзцы, а также местные жители "Зихии" - черкесы (самоназвание - адыги).
С XIV века Копа была крупнейшим в Северном и Восточном Причерноморье центром переработки и торговли рыбой. Известно, что генуэзцы держали рыбные ряды в столице Византийской империи, которые называли копыльскими рыбными лавками. ...И вновь, после мира, периода созидания, пришла волна разрушения: в черноморском регионе появилась воинственная Османская империя. Вначале была уничтожена Византия: в 1453 году турки захватили Константинополь. Затем, в 1475 году закончилась двухвековая история генуэзских торговых колоний: они были захвачены и разгромлены Турцией и ее союзником - Крымским ханством. Османское войско вплотную приблизилось к землям черкесов. Первый поход крымцев и османов против горцев Северного Кавказа состоялся в 1501 году; в последующие пятьдесят лет было ещё несколько походов. С 1510-х гг. турки начали строить крепости на черноморском побережье (Анапа и Суджук-Кале, ныне Новороссийск), в устье Кубани (Темрюк) и в Тамани. Позже к ним прибавились: форт Ачу в устье Протоки и крепость Копыл в четырех километрах от современного города Славянска-на-Кубани. Во всех крепостях размещались сильные гарнизоны янычар - отборной турецкой пехоты. Турецкая крепость Ени-Копыл (т.е. "Новый Копыл") была построена в 1747 году (ее остатки были обнаружены историком В.А.Соловьевым в районе городского стадиона). Вплоть до 1777 года здесь находилась резиденция кубанского сераскира – главнокомандующего турецкими войсками на Кубани. Вокруг крепости быстро вырос город, который называли Копыл, иногда Каплу. И вновь, после недолгого перерыва здесь развернулась бойкая торговля - как во времена генуэзских колоний. Население Копыла составляло около четырех тысяч человек. В городе действовали две мечети, пять караван-сараев; имелись складские помещения. Но, прежде всего, Копыл славился большим базаром, на котором преобладала меновая торговля. Купцы из Тамани, Кафы и других мест доставляли сюда товары, пользующиеся большим спросом у адыгов: оружие, порох, свинец, железо в полосах, косы, ткани. Адыги и ногайцы привозили в Копыл шерсть и шерстяную ткань, мед, сыромятные кожи и шкуры; пригоняли лошадей. Неизменной "твердой валютой" еще со времен Боспорского царства оставались рабы. Особенно ценились черкешенки, которых перепродавали турецкому султану и крымским вельможам. Форт Ачу был небольшим, недостаточно мощным турецким укреплением. Он имел 300-400 человек гарнизона и 26-30 пушек. Укрепления форта были деревянными; крепостные стены защищали или болота, или ров с водой. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. форт успешно выдержал 20-дневную осаду русских войск.
В 1552 г. черкесские князья обратились за помощью к Ивану IV Грозному, чтобы он "их с землями взял к себе в холопи, а от крымского царя оборонил". В 1555 г. в Москву прибыло новое адыго-кабардинское посольство, которое от имени всей земли черкесской просило Ивана Грозного принять их в вечное подданство. Причина обращения за помощью к русскому царю кроется не только в турецкой экспансии, но и в давней вражде между черкесами-адыгами и крымскими татарами. Подтверждает это и турецкий путешественник Эвлия Челеби, написавший в то время: "...адыги постоянно воевали с татарами, владения которых окружали их землю со всех сторон". Нападения были и стой и с другой стороны: как правило, - зимой, когда покрывались льдом реки и Боспор (Керченский пролив). Адыги переходили по замерзшему проливу в Крым и доходили до Херсонеса. Нельзя не отметить и то, что одним из аспектов агрессивной политики, проводимой Крымским ханством и Османской империей, было насильственное насаждение мусульманской религии среди местного населения. Итальянский путешественник Джорджио Интериано в описании адыгейского общества отметил, что в то время "адыги исповедовали христианскую религию и священников имели по греческому обряду..." Вместе с проникновением мусульманства на Северный Кавказ среди горских народов распространялось враждебное отношение к христианству и к России.
Адыгейские рыбацкие поселения в устье Протоки стали в это время местным центром рыболовства, изготовления икры, торговли рыбой. Ежегодно отсюда вывозили примерно 300 тонн осетровой и белужьей икры, 200 тонн белуги, 200-300 тонн рыбьего жира. Форт Ачу стал еще и торговым морским портом: корабли, груженные бочками с икрой и рыбой, отправлялись отсюда в Кафу, Константинополь, Трабзон, Батуми. Когда в 1783 году Кубань и Крым вошли в состав России, богатые "ачуевские ловли" были подарены Екатериной II князю Г.А.Потемкину. Последний, в свою очередь, 19 апреля 1790 года "округ Еникальский с Таманом, на котором отведенные мне места с рыбными ловлями, самыми изобильными" подарил казачьему войску и в придачу дал 40 тысяч рублей на постройку церкви в Ачуеве. В устье Протоки был построен Ачуевский войсковой рыболовный завод, работа на котором являлась служебной повинностью казаков. "Коллектив" из 130-150 человек назывался ватагой; руководил им шамарь (смотритель). Завод стал самой крупной статьей войсковых доходов. С 1795 года он находился в откупном содержании у частных лиц, принося войску стабильные доходы.